Образование: Высшее: Ростовский -на- Дону государственный университет имени М.А. Суслова. Геолого-географический факультет. Специальность географ-преподаватель . На протяжении 4-х лет преподавала географию в школе № 25 г. Ростова-на-Дону. Затем с 1990 года в течение 20 лет работала воспитателем в д/с № 56 Калининского района Санкт-Петербурга. С августа 2010 года и по настоящее время – старший воспитатель ГБДОУ д/с № 2.
- «Организация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в контексте ФГОС» ЛОИРО удостоверение 10061 от 24.02.2015
- НИУ "Высшая школа экономики" Краткосрочные курсы 120 часов "Управление государственными и муниципальными закупками" удостоверение 048190 от 08.07.2016
- Межрегиональная общественная организация "ОБЩЕСТВО "ЗНАНИЕ" СПб и ЛО Компьютерные курсы. 17.10.2017
- ЧОУ "Образовательный центр охраны труда" "Оказание первой помощи пострадавшим" 28.04.2017
- ГБУ ДППО ЦПКС " ИМЦ Василеостровского района СПб" " Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ " 06.03.2018
- ГБУ ДППО ЦПКС " ИМЦ Василеостровского района СПб" "Нормативно- методическое обеспечение внедрения ФГОС ДО" 24.04.2018
- Курсы ПК в ГБУДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий « 72 ч «Мониторинг качества образования в системе управления качеством образования в образовательном учреждении» 14 0452940 рег.№ 13743 от 07.11.2018
Сфера моих профессиональных интересов:
-Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста
-Детское экспериментирование
-Воспитание любви к родному городу
-Мнемотехника – развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения, творческих способностей детей
Создание методического сопровождения в системе экологического воспитания дошкольников
Хотелось бы осветить еще один аспект моей профессиональной деятельности.
Начав свою трудовую деятельность в детском саду в 1990 году, я не задумываясь выбрала экологическое воспитание в качестве методической темы, это связано с тем, что по образованию я географ, 4 года работала в школе и учила детей географии.
Меня всегда интересовали вопросы охраны природы, бережное отношение к ней всех людей, живущих на планете Земля. Хотелось, как и всем людям, работающим с детьми, видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В течение многих лет я занималась экспериментальной деятельностью с детьми, разрабатывая методическую тему: «Экспериментирование как средство формирования основ экологической культуры».
По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «… в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого. Но
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать», - писал В. Сухомлинский. Психологи подчеркивают, что для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только тогда усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
«ЧТО Я СЛЫШУ – ЗАБЫВАЮ.
ЧТО Я ВИЖУ – Я ПОМНЮ.
ЧТО Я ДЕЛАЮ – Я ПОНИМАЮ» Конфуций
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
К.Е. Тимирязев писал: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне с теми, кто такой школы не прошёл».
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ведущий вид деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование стимулирует не только любознательность ребёнка, в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Дети очень любят экспериментировать, им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование является ведущим в дошкольном возрасте, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Докажем это.
1. В деятельности экспериментирования ребёнок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы.
2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют производить новые, более сложные и совершенные пребразования.
3. Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом, экспериментирование способствует этому.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в т.ч. игровую, трудовую, развитие речи, изобразительную деятельность, связано с формированием элементарных математических представлений
Таким образом, можно утверждать, что наблюдения и опыты составляют основу всякого знания.
Отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больший «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Таким образом, детское экспериментирование строится по определённому алгоритму:
Ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить
Предлагает возможное решение
Проверяет это предположение через опыт
Делает выводы по результатам опыта
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе мною была создана экспериментальная лаборатория «ПОЧЕМУЧКА», уголок экспериментирования, где собрано необходимое оборудование для игр, опытов и экспериментов по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», различный бросовый материал. В уголке экспериментирования представлены правила работы с различными материалами.. Мною были изготовлены коллажи, рассказывающие о свойствах различных материалов: бумаги, стекла, древесины, песка, глины и др.
Для того, чтобы каждый ребёнок смог почувствовать себя настоящим учёным, исследователем, первооткрывателем, у каждого есть свой бейджик с фотографией, где написано:
«Сотрудник экспериментальной лаборатории Почемучка».
Проводить эксперименты и опыты с бейджиком на груди очень нравится детям. У каждого есть индивидуальный « Дневник опытов и экспериментов», где ребятки могут фиксировать свои наблюдения, делать зарисовки и записи.
Всем нам известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
На 1 международной научно-практической конференции «Формирование экологической культуры подрастающего поколения» 22-23 ноября 2013 года в Географическом обществе
А.А. Гайдаш - главный редактор детского экологического журнала «У Лукоморья», главный редактор газеты «Экология Балтики»